среда, 24 марта 2010 г.

Правила обучения

Я никогда не любил физкультуру. Да и сейчас физические упражнения выполняю неохотно. Но я считаю, что человека учит все, всё и всегда. Поэтому даже с нелюбимого урока можно вынести полезное для себя.

В тот день собрал нас, пацанов школьный физрук в спортзале и задал вопрос: «Что самое главное в баскетболе?». Это было первое занятие по теме «баскетбол», а наша школа была не последней в области и даже какие-то призы брала, а уж в районе мы были круче всех. Посему слова физрука мы слушали очень внимательно, ведь мы приобщались к героической стороне жизни — к баскетболу.

Так что же главное в баскетболе по мнению нашего физрука? Мыв говорили наперебой — «высоко прыгать» или «быстро бегать», а также «быть высокого роста». Наш физрук смотрел на нас и улыбался. Когда мы перебрали все варианты и замолчали он сказал: «В баскетболе главное — забивать».

В баскетболе главное — забивать. И не важно, какого ты роста, как быстро бегаешь и как высоко прыгаешь. Законов нет. Есть лишь рекомендации. Если ты будешь быстро бегать или высоко прыгать, то, наверное, тебе легче будет забивать. Но это не факт. И кто команде ценнее — увалень-коротышка, который еле двигается по площадке, но который попадает каждый раз, когда кинет мяч или быстроногий, прыгучий дылда, который постоянно промахивается?

Так и я оцениваю преподавателей. Нет законов в моем ремесле. Есть лишь рекомендации. Преподавание — это лишь способ обучения. Кем-то принято и установлено, что преподавание — лучший способ. Не факт. Я знаю одного замечательного учителя программирования, который отвратительно преподает. На его лекциях скучно. Рассказывает он сам для себя или для своей доски. Но он владеет уникальной методикой. Проходя в лаборатории мимо ученика, который битый час сидит над программкой, взглянув на монитор украдкой, он бросает мимоходом фразу — «свинячий бред». Тот, кто обижается на учителя, вскоре начинает искать обходные пути для сдачи отчета. Тот, кто обижается на себя, тот становится настоящим программистом. Жаль, но в условиях коммерческого образования такая методика невозможна. Но в университете такая манера — в самый раз. Там действует жесткий принцип естественного отбора. Цель университетского образования — отсеять слабых и научить сильных.

Нет правил. В баскетболе главное — забивать. В нашем деле — учить. И как это происходит — все равно. Именно поэтому я не люблю брать на работу профессиональных преподавателей. Они подчас прекрасно ПРЕПОДАЮТ. Но учат ли? Вот вопрос.

Я недавно принимал на работу новых учителей. Многие приходили на… экзамен. На экзамен по предмету, думая, что я оцениваю знания. На экзамен по преподаванию, думая, что я оцениваю грамотную речь, постановочные движения и ужимки. Нет, для меня главное — стремление НАУЧИТЬ. А это только дар и желание.

Именно поэтому у меня из двух десятков собеседований работают у меня трое новеньких, еще к двоим присматриваюсь. Дар редок. А желание его использовать уменьшает в разы количество тех, кто мне нужен. Каждый мой учитель — жемчужина, которую я доооолго ищу, потом дооолго учу. Ну а если он стал моим, то держаться я буду за него до последнего. Ибо «кадры решают все».

Комментариев нет:

Отправить комментарий