среда, 5 мая 2010 г.

Должен ли учитель говорить правду?

Нет.

Что такое правда? Существует ли она, единственно верная Истина? С этого, пожалуй, надо начать, когда мы задаемся вопросом из темы поста.

И выяснится, что любая правда, изложенная человеком, есть проекция некоего реального объекта на информационный мир, созданная словами учителя. Хотя бы потому что, любой объект, существующий в реальном мире — от камешка под ногами до особенности техники продаж бытовых приборов — имеет как минимум дискретное бесконечное множество восприятий. А подчас мы имеем перед собой объект, который имеет с какой-то своей стороны, хотя бы временной, континуум состояний. Что есть правда о камешке? Его молекулярная структура? Атомарная структура?

Назовите все экипажи танков, которые участвовали в Прохоровском сражении. А пехотинцев, а местных жителей, а зайцев и лосей, погибших при этом. Что есть правда о Прохоровке? Что есть правда о войне? Кто в ней победил? Спросите об этом у Переслегина, что есть победа в войне. Номинально — да, мы победили. Фактически — СССР потерял от войны больше, чем приобрел. А для человека, находящегося в другой системе ценностей, например, у тибетского монаха, победа в войне — несуществующее понятие.

Так должен ли учитель говорить правду? Посмотрим на это с другой стороны. А может ли учитель говорить правду? Нет. Любое его высказывание является лишь отражением объекта или явления на

2 Проекция

информационный мир. А отражение или, правильнее сказать, проекция, имеет право не нести в себе полную сумму сведений об объекте.

Учитель строит проекции объекта в сознании ученика. И не ему судить о полноте этих построений, как, впрочем и никому на свете из живущих.

Итак, получатся, что правда в ее идеальном смысле недостижима для изложения на уроке. А возможен лишь образ правды, состоящий из отражений. Получается, что учитель не рассказывает правду. Он создает мир из отражений в голове ученика и этот мир всегда уже самого описываемого объекта. Уже — это в лучшем случае, хуже, когда новые знания невозможно дать без… использования некорректных связок.

Как объяснить ребенку опасность электрической розетки. Мои знакомые укалывают своего ребенка иголкой каждый раз, когда он тянется к розетке «вырабатывая в нем рефлекс» опасности электричества. Мы говорим, что если ребенок не будет спать, то «придет бабайка и его заберет». Мы рассказываем на уроках истории, о том, что «верхи не хотели, а низы не могли», поскольку объяснить в реальности закономерности течения коллективных эмоций мы не можем самим себе, взрослым людям, а уж тем более мы не в силах рассказать о закономерностях рождения революции для неразумных подростков.

Допустимы ли такие связки? Да.

Учитель создает непротиворечивые миры в сознании ученика, которые тот может использовать для всех своих действий. Если ученик выполняет все действия в рамках этой непротиворечивой системы, то учитель прав. Если ребенок не лезет в розетку пальцами, послушно засыпает вечером, цель достигнута, искусственная связка была использована правильно и учитель прав.

Другое дело, что однажды ученик выходит за рамки описанного мира или жизненная ситуация предоставляет возможность взглянуть на мир более открытым взором. Вот тут и нужна помощь учителя, который на новом уровне объясняет явление, не вместившееся в предыдущий «кокон». При этом новый учитель создает все тот же непротиворечивый мир. Но уже с более широкими границами.


Как это использую я при создании программ преподавания?

Пример. Тема — значение клавиш на клавиатуре. Второе занятие курса «Компьютер для начинающих». Слушатели в данной стадии не могут воспринимать слишком сложный для объяснения материал, поскольку на них свалилась необходимость освоить самое трудное — новые движения. Самое трудное в освоении — это физиология. Можно объяснить, как двигать мышкой, но научиться двигать ее можно только опытом и командовать пальцами гораздо труднее, чем заучивать формулы.

В этом периоде ничего лишнего рассказывать нельзя. И поэтому на данном этапе значение клавиши Enter я рассказываю как «способ добавления новой строки».

А вот через три недели, когда ученики приобрели достаточно опыта как физиологического так и коммуникационного в общении с компьютером, тут я и открываю страшную тайну про то, что Enter — это конец абзаца.

Не стоит рассказывать о серверах и доменах, если человек еще по ссылкам не пробовал тыкать

Придумайте упрощенную систему, искусственную схему работы Интернета, которая позволит человеку успешно серфить, не вдаваясь в подробности устройства Интернета. Главное — помнить самому, что любое объяснение, даже то, которое утешает лично Вас — это всего лишь отражение и правда горааааздо шире того, что Вы о ней думаете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий